Хорошая успеваемость младших школьников во многом зависит и от уровня речевого развития. Именно при помощи устной и письменной речи ребёнок усваивает всю школьную программу. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Итак, на что в первую очередь родителям следует обратить внимание:
- правильное произношение всех звуков;
- умение различать звуки речи на слух (фонематический слух) и владение навыками звукового анализа и синтеза;
- сформированность грамматического строя речи;
- словарный запас;
- связную речь;
- умение общаться;
- мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие).
Виды ошибок, которые связаны с неправильным звукопроизношением отражаются как на письме, так и при чтении:
- замены букв;
- пропуски гласных и согласных;
- пропуски слогов и частей слова;
- перестановки букв или слогов;
- добавления букв или слогов;
- разделенное написание частей слова.
Нарушение фонематической стороны речи приводит к тому, что:
- ребёнок долгое время (от 3 до 4 лет) не может освоить процесс чтения: читает по слогам, заменяет или смешивает буквы, искажает окончания;
- на письме наблюдаются: пропуски букв, слогов, перестановки, замены («снки» – санки, «кичат» – кричат, «довр» – двор, «деди» –дети, «шиски» –шишки, «вазилёк» – василёк и т.д.)
Бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов не позволяет ребёнку овладеть многими грамматическими правилами:
дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки при письме и чтении.
Развитие фонематического слуха:
1. Игра «Поймай звук» (хлопни, если услышишь звук [Л] (или какой-нибудь другой);
2. Игра «Угадай, есть ли звук [Л] в слове»;
3. Игра «Определи, где находится звук [Л] в слове»
(начало, середина, конец);
Чёткое различение всех звуков речи на слух является важным условием овладения грамотой.
Развитие лексико-грамматического строя речи:
Проводятся игры по каждой лексической теме.
На примере темы «Домашние животные»:
- игра «Назови всех домашних животных»;
- игра «Назови папу, маму, детёныша»: конь, лошадь, жеребёнок;
- игра «Один – много»: кони, лошади, жеребята и т.д.;
- игра «Нет...»: нет коня, нет лошади, нет жеребёнка и т.д.;
- игра «Посчитай до 5-ти»: одна лошадь, …, 5 лошадей и т.д.;
- игра «Назови ласково»: лошадь – лошадка и т.д.;
- игра «Назови части тела»: голова, туловище, ноги, хвост и т.д.;
- игра «Чей хвост?» (лошадиный), «Чьи уши?» (лошадиные) и т.д.;
- игры «Кто как передвигается?», «Кто какой голос подаёт?».
Развитие мелкой моторики рук:
Известно, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи.
Полезны: пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, использование шариков су-джок, обведение по точкам и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка (лепить можно и буквы), плетение, вырезание ножницами и т.д.
Совет при выборе канцелярских принадлежностей:
Хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто рёбрышками или пупырышками. Корпус должен быть трёхгранным.
Итак, нарушение устной речи, фонематического слуха и т.д. приводят к нарушению чтения и письма, которые могут проявляться:
- в стойких и специфических ошибках, которые не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Для того, чтобы помочь детям – необходима своевременная и систематическая логопедическая помощь.
|