Пятница, 03.05.2024, 09:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Готовность к обучению в школе во многом зависит и от уровня речевого развития. Именно при помощи устной и письменной речи ребенку предстоит усвоить всю школьную программу. Чем лучше у него будут сформированы все составляющие его устной речи, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

Можно выделить следующие критерии готовности к школьному обучению:

1. Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков речи.

2. Умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. Различать сходные звуки по акустическому и артикуляционному сходству: свистящие-шипящие (с-ц, с-ш, з-ж и т.д), звонкие-глухие (б-п, д-т з-с и т.д), сонорные звуки (р-л, м-н).

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу слов: умение определить, сколько звуков в слове; назвать 1-ый, последний звук, «соседей» заданного звука; определить количество слогов в  одно-, 2-х, 3-х сложных словах.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

6. Достаточное развитие мелкой моторики рук и психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие).

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы: риск развития дисграфии очень высок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе:

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
      • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
      • необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка: речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной;

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.

При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Есть несколько полезных упражнений и игр, в которые родители могут играть дома со своими детьми:

Развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова:

1. игра «Поймай звук» (хлопни, если услышишь звук [Р] среди других) Можно брать любые звуки; особенно те, которые ребёнок путает. Далее материал усложняется, предлагается «поймать нужный звук» среди слогов, потом и слов.

2. игра «Хлопни (топни, прыгни), если НЕ услышишь звук [Р]»;

3. игра «Угадай, есть ли звук [Р] в слове»;

4. игра «Определи, где находится звук в слове» (в начале, середине или в конце).

Развитие лексико-грамматического строя речи (проводятся игры по каждой лексической теме):

Разберём на примере лексической темы «Домашние животные»:

  • игра «Назови всех домашних животных»;
  • игра «Назови папу, маму, детёныша»: конь, лошадь, жеребёнок;
  • игра «Один – много»: кони, лошади, жеребята и т.д.;
  • игра «Нет...»: нет коня, нет лошади, нет жеребёнка и т.д.;
  • игра «Посчитай до 5-ти»: одна лошадь, …, 5 лошадей и т.д.;
  • игра «Назови ласково»: лошадь – лошадка и т.д.;
  • игра «Назови части тела»: голова, туловище, ноги, хвост и т.д.;
  • игра «Чей хвост?» (лошадиный), «Чьи уши?» (лошадиные) и т.д.;
  • игры «Кто как передвигается?», «Кто какой голос подаёт?»

Развитие мелкой моторики рук:

Известно, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи. Полезны: пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, использование шариков су-джок, обведение по точкам и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка (лепить можно и буквы), плетение, вырезание ножницами и т.д.

Совет при выборе канцелярских принадлежностей:

Хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Корпус должен быть трехгранным.

Развитие пространственных и временных ориентировок:

1. графические диктанты (ребенок следует по клеточкам вверх, вниз, направо, налево и т.д.) Детям особенно интересно, когда получается какая-то фигура.

2. игра «Расскажи, что находится справа от тебя (слева, сзади, спереди)». Также можно предложить ребёнку рассказать, что находится справа (слева, сзади, спереди) от стола, шкафа и т.д.

При изучении новой буквы (или если возникают трудности с её запоминанием, или если ребёнок их путает), то можно предложить:

1.  вырезать букву из цветной бумаги, картона и т.д;

2. слепить букву из пластилина;

3. выложить букву из ниток, палочек, спичек, мозаики;

4. игра «Какой буквы не стало» (на столе лежат буквы; в тот момент, когда ребёнок закрывает глаза – взрослый прячет одну из букв и предлагает ребенку отгадать какой не стало).

Уважаемые родители, помните: устная речь – путёвка в страну Знаний, столь необходимых человеку для жизни. Если же вы замечаете, что у вашего ребёнка возникают трудности при овладении этими навыками, или ваш ребёнок нечисто говорит – не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научится говорить» – обратитесь к специалисту. До школы ещё есть время что-то исправить!

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
uCoz